Эмоция (emotion)
Термин, первоначально часто использовавшийся в качестве синонима слов «чувство»
и «аффект». В настоящее время, эмоцию определяют, как гипотетический конструкт обозначающий
процесс ответного поведения организма на значимые события. Предполагается, что
эмоцию образуют несколько компонентов: физиологическая активация, внешние
признаки, поведенческие намерения и субъективное чувство.
Эмоции – это
психологический процесс в организме человека, который вызывают ряд факторов:
- окружающая среда;
- окружающие люди;
- любимая работа;
- дети, внуки;
- друзья;
- праздники;
- встречи с приятными людьми;
- хорошая погода и так далее.
Эмоции - это
индикаторы психологического состояния человека.
Эмоции могут быть
положительными: радость, любовь, влечение, влюбленность, увлечение, интерес и
другие.
Эмоции могут быть
отрицательными: гнев, злость, страх, раздражение, печаль, грусть, и другие.
И отрицательные и
положительные эмоции вызывают в организме человека определенные ощущения:
учащение сердцебиения, широко открытые глаза, рот, ощущение волнения, тревоги,
затруднённое дыхание и прочее.
Наблюдая за людьми
(и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо
игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают.
Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что,
не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно
и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное
решение.
В моей практике
встречалось такое явление: я ощущала необъяснимое, беспричинное чувство
радости, счастья, эмоции, схожие с ощущением влюбленности, не имея перед собой
и в своем окружении самого субъекта, который мог бы вызвать эти эмоции. Сложилось такое впечатление, что возможен феномен
возникновения эмоции без определенного фактора – объекта этих эмоции. Означает
ли это возможность вторичного быть первичным? Что происходит с естественной
логической цепочкой событий? Как это возможно? Интересный вопрос, который в
будущем я попытаюсь исследовать и изучить.
Итак, изначально
появились положительные эмоции, по своим особенностям напоминающие радость,
счастье, влюбленность, приятную тревогу. Затем появился объект, который по
определенным подсознательным критериям, характеристикам и нормам подходил к
описанию мужчины, который мог вызвать мой интерес. И шквал моих эмоций
направился на этот объект. В результате сложились отношения пары. Это пример из
моей жизни.
То есть у каждого из
нас есть какие-то внутренние установки, которые могут вызвать радость, чувство
счастья.
У некоторых данные
факторы заметно сужены и ограничены, таких людей принято называть пессимистами.
У других, наоборот,
радость могут принести даже незаметные в повседневной жизни моменты:
- пение птиц;
- яркое солнце;
- доброе слово.
Также, эмоции
разделяют на положительные и позитивные. Понятия близки по смыслу, одна разница
есть: к позитивным относятся эмоции, вызванные оценочными критериями либо
самого человека, либо окружающих его людей. Позитивные эмоции человек может вызвать
у себя сам, настраивая себя на определенный лад.
Эмоции также влияют
на противоположную сторону нашей натуры – на про-социальное поведение. В ряде
исследований было показано, что вероятность альтруистического поведения сложным
образом зависит от настроения и эмоций.
Десятилетия
социальными психологами и философами рассматривает вопрос, как эмоция способствует
изменчивости поведения.
Эрнольд (Arnold,
1960) одним из первых в психологии определил связь значимости события,
вызывающего эмоцию человека и процесса когнитивной оценки в соответствии с его
специфическими критериями.
Несколькими годами
позже Лазарус (Lazarus, 1966) сделал значительный вклад в разработку проблемы,
показав, что когнитивная оценка представляет собой пересмотр оценок и уточняет
наши первые впечатления, изменяя тем самым итоговую эмоцию. Лазарус также ввел
различие между тем, что он назвал первичной и вторичной оценкой эмоции или
события, вызывающего стресс. Первичная оценка имеет дело с приятностью или
неприятностью объекта. Вторичная оценка позволяет определить, до какой степени индивид
способен справиться с последствиями события исходя из своих умений, ресурсов или
сил. Лазарус назвал свою модель «транзакционной», подчеркивая, что значимость события
определяется не только его собственной природой, но также потребностями, целями
и возможностями человека. Проще говоря, способность человека сдержать эмоцию,
как результат своих ощущений на определенное событие. Или способность контролировать
свои эмоции, то есть действия, которые человек мог бы совершить в результате
определенных событий. Эти особенности являются результатом специфической эмоции
– стресса. Но это уже имеет отношение к другой теме, к контролю и стратегическому
манипулированию в проявлении эмоций.
Удачным примером
факторов, которые потенциально способны вызвать различные эмоциональные реакции
не просто отдельных людей, а представителей отдельных групп и культур в
идентичных ситуациях, является, например, катарсис.
Основной целью
античной греческой трагедии было достижение катарсиса у зрителей, наблюдающих
за игрой страстей на сцене. В отличии от эмпатии (сопереживание) катарсис
позволяет вывести негативные душевные ощущения и переживания наружу и, очистившись
от них, достичь состояния безмятежного спокойствия. В следующие столетия и до
наших дней мыслители часто приходили к выводу, что сильные эмоциональные
возбуждения снимают интенсивные выразительные движения и проявление переживаний
вовне.
Механизм катарсиса
основан на взаимодействии всех трех компонентов эмоции: внешних проявлений,
физиологических изменений и чувства. Акцентируя выразительные движения, мы
помогаем организму, так как снижаем уровень активации и в то же самое время
изменяем субъективный компонент эмоции, или чувство.
Существует и другая
точка зрения: рост физиологической активности или чрезмерно активное поведение
усиливает переживаемое чувство. Последняя версия этой точки зрения, активно
разрабатываемая в социальной психологии, известна как гипотеза обратной связи
от лицевой мускулатуры. Согласно постулату Томкинса (Tomkins, 1984) об определяющей
роли лица в регуляции эмоций предполагается, что активная мимика, соответствующая
тому или иному состоянию, усиливает чувство, а сдержанная или неадекватная –
ослабляет его. Такая реакция организма характерна как для одного человека, так
и группе индивидов, различных культур и наций.
Интересный вопрос
возникает в связи с различной склонностью человека в или отдельных групп к
контролю эмоций. Широко распространен стереотип относительно «большей эмоциональности»
женщин по сравнению с мужчинами. В частности, предполагается, что женщины с
большей готовностью проявляют свои эмоции, т.е. в меньшей степени контролируют
или маскируют их, а также опознают внешние проявления эмоций других людей более
точно. На самом деле многие считают эмоциональность важной составляющей женской
гендерной роли или одним из основных социоаффективных навыков. И наоборот, от
мужчины ожидают контроля эмоций («мужчины не плачут») и большей вовлеченности в
работу (см. Grossman & Wood, 1993).
Итак, я бы выделила
основные факторы, которые вызывают определенные эмоции как одного человека, так
и группы индивидов, и целых народов:
- Смерть близкого человека, измена, предательство, разочарование, потеря: страх, неприятная тревога, повышенное сердцебиение, стресс, грусть, уныние, прочее.
- Неожиданная встреча с убийцей или насильником, в парке или в лесу, человека с ножом в руке: страх, ужас, стресс, повышение сердцебиения, онемение конечностей, дрожь в ногах и руках, широко открытые глаза.
- Новое знакомство с интересным человеком или встреча с любимым человеком (мужчиной, женщиной, родителями, родными, детьми, друзьями): радость ликование, приятная тревога, улыбка, смех, учащение сердцебиение, прочее.
- Удачная сдача экзаменов, защита научной работы, получение высокой должности.
- Хорошая погода, радостное событие, праздник, спектакль, концерт.
Таким образом, я
составила перечень факторов, которые потенциально способны вызвать различные
эмоциональные реакции просто отдельных людей, а также представителей отдельных
групп и культур в идентичных ситуациях и описала механизмы, опосредующие эти
эффекты.

Комментарии
Отправить комментарий