Психосоматика – часть 1


Сегодня хочу поговорить о психосоматике, психосоматических заболеваниях и о психосоматической медицине.

Психосоматика является очень старой проблемой, тогда как изучающая ее психология является молодой наукой. Впервые термин «психосоматика» был озвучен в 1818 году во время публичной лекции врачом Иоганном-Христианом Гейнротом. А в 1822 году Якоби дополнил эту область понятием «соматопсихический». Как проблема, психосоматика малоразрешима, и она относится к так называемым плохо разрешимым проблемам. Но это не мешает нам разобраться с тем, чем является психосоматика.

Начнем с того, что человек может рассматриваться с двух точек зрения – как физическое тело, и как нематериальная душа. Они неотрывны друг от друга, оказывая взаимное влияние, и управляя состояниями друг друга.

Когда-то достаточно высокой популярностью пользовалась теория Джеймса Ланде, появившаяся на заре 20-го века. Смысл ее был таков: поза тела, движение тела, физическое состояние предшествует эмоциям. Другими словами – мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому что мы плачем. Теория эта была ошибочной, и, поразмыслив, вы сами поймете всю ее неправоту.

На самом деле мы образуем так называемое психо-физическое единство. Наше тело испытывает эмоции вместе с нами, мы мыслим вместе со своим телом. И более того – мы никогда не отделяем себя от своего тела, считая его частью нашего «Я». Рассматривать душу, как нечто существующее отдельно от тела, нельзя. И по этой причине, мы никогда не имеем дело с чистыми психическими феноменами. Можно сказать, что мысль является психологическим феноменом.

Наши переживания всегда присутствуют в виде схемы тела. Мы, обычно бессознательно, представляем себе, как мы сидим, как разговариваем, как смеемся. Это – автоматизированный процесс. Предоставить его себе вне тела совершенно невозможно.

Есть знаменитый тест – тест Роршаха. Суть его заключается в том, что человек интерпретирует (пытается объяснить) что он видит, глядя на чернильные пятна. Один из ключевых факторов теста – движения тела, движение человека или любого иного существа, увиденного испытуемым во время прохождения теста. Например, на 3-ей карте можно увидеть двух людей, наклонившихся один к другому. Сам Роршах говорил, что на его рисунках нет никакого движения. И потому, когда мы считаем, что видим его, мы проецируем внутренние схемы движения, которые являются для нас наиболее актуальными в данный момент:
- агрессия – желание напасть;
- страх – убежать;
- грусть – опустить плечи;
- и так далее.
И потому, проходя этот тест, мы не только пытаемся расшифровать его при помощи сознания, мы также советуемся со своим телом, которое пытается описать увиденное при помощи тех моделей, которые сейчас владеют им.

Однако мы понимаем, что далеко не все ощущают подобное единство. Есть люди, которые не понимают, что им делать со своим телом. Мало того, они не считают свое тело своим, воспринимая себя «чистой душой», обитающей в оболочке из плоти. Те, чья связь с телом прочнее, ходят в тренажерные залы, сбрасывают лишний вес, следят за модой и пользуются косметикой. А те, кто не ощущает свое тело своим, мягко скажем, себя запускает, так как не считает нужным заботиться о своем физическом состоянии. Но они не глупы. Такие люди много читают, занимаются саморазвитием. Только все их усилия направлены в область «духовного» и «ментального», тогда как «физическое» и «плотское» мало волнует их.

Наиболее часто мы недовольны своим телом и делаем все, чтоб изменить его или приблизить к идеалу в подростковом возрасте. В профессиональной психологии существует понятие «диагностика семейного альбома». Представьте себе семейный альбом: вот вы младенец, вот вы идете в школу, вот вы на море с родителями. Но фотографий, относящихся к вашему подростковому возрасту нет. Вы слишком не любили себя, считая не совершенным. И потому вы не оставили следов «постигшей вас телесной катастрофы».

В идеальном варианте душа, или ваше «Я», объединены с телом, и вместе противостоят внешнему миру. При некоторых состояниях «Я» отделяется от тела, а тело становиться частью внешнего мира. В результате человек не управляет своим телом, а пытается с ним договориться, словно оно действительно работает само по себе, и само диктует некие поступки. Подобное состояние можно увидеть у заядлых курильщиков и у тех, кто переедает, считая, что не может взять под контроль свой вес потому, что переедает его тело, а не он сам.

В нашем мире косметологические клиники процветают значительно больше, чем психологические или психосоматические клиники. И формула их успеха, построенная на неудовлетворённости людей собственным телом, на неумении и нежелании принять себя таким, каким ты есть, на стремлении соответствовать неким стандартам. Большинство их пациентов – женщины, что не означает, что у мужчин подобные проблемы встречаются реже. Точнее – мужчины реже признаются в том, что не принимают себя.

Но любое желание приблизиться к совершенству психология считает нормальным. За границы нормы выходят случаи, когда человек начинает бороться со своим телом, считая его врагом и источником всех проблем, а порой и просто уничтожать. Примером подобного поведения может быть анорексия, при которой женщина перестает кушать, считая, что ее красота напрямую зависит от массы ее тела. Такие больные могут голодать до тех пор, пока их не начнут кормить насильственно, или до тех пор, пока они не погубят себя. А по статистике примерно 70 процентов людей, страдающих анорексией, доводят себя до гибели.

Еще древнегреческие философы, такие как Платон и Аристотель, считали, что существует неразрывная связь между телом и духом. И что если ты хочешь улучшить свою душу, делай это через гармоничное развитие своего тела. Помните – «в здоровом теле здоровый дух». Так вот это – тоже древнегреческое представление о связи души и тела.

Ложный ли этот подход? Нет, он абсолютно справедлив. Так человек, страдающий от различных болезней, невольно становиться носителем поврежденного сознания или больной души. И напротив, человек с идеальным телом (пусть даже в рамках навязанных социумом фобий) крайне редко переживает тревогу, депрессию и подавленность.

Наша психика может оказывать на наше тело самое разное воздействие. Она может провоцировать различные болезни, но при этом может излечивать нас от них, или не позволять нам заболеть. И сразу вспомним Вторую Мировую войну, когда было замечено, что находившиеся в окопах солдаты практически не болели инфекционными заболеваниями, инфарктами и ревматизмом, так как их психика отметала подобные недуги, сконцентрировались на спасении от осколков и пуль, которые и считала единственной представляющей опасность для тела проблемой.

Плацебо-эффект так же основан на связи психики и тела. Именно сигнал мозга телу, отправляемый после того, как пациенту дают мел, говоря, что это – сильнейшее по своему действию лекарство. Его подметил еще Авиценна, исцелявший пациентов не только при помощи микстур, но и гипноза. Подобным образом, но с отрицательным знаком, на наше тело влияет ощущение постоянной угрозы, заставляющее психику посылать разрушительные для тела сигналы.

При изучении психосоматики частью медиков выдвигалась теория, что все болезни связаны с психическими и этическими дефектами. Если с первым определением все понятно, то второе требует пояснения. А согласно первоначальной доктрине многие болезни возникали как результат совершенного и осознанного человеком греха. Подобная концепция жива и по сей день, позволяя многим эзотерикам говорить о болезнях, как о проявлении кармы, заслуженной в этом или прошлых перерождениях.



Комментарии