Эмоции тревоги и страха всегда неприятны. Какую бы книгу вы не открыли,
посвященную этой проблеме, вы прочтете, что это – негативно окрашенные эмоции,
эмоции, с которыми нужно бороться. И действительно, если вы спросите любого
психолога, психотерапевта или психиатра, с чем в основном они воюют, когда речь
идет о лечении клиентов, они как раз и назовут тревогу и страх.
Более того, один из самых объемных разделов в учении о
неврозах (а замечу, что на данный момент этот термин был изъят из
классификации) – это тревожно-фобические расстройства, то есть – расстройства,
связанные с тревогой и страхом. При этом обычно не вспоминается, что как
тревога, так и страх, являются вполне нормальными физиологическими эмоциями,
обслуживающие инстинкт самосохранения. Ни о чем не тревожащийся человек имеет
огромные шансы попасть в неприятную историю. Он не прогнозирует возможных
опасностей, не думает о том, что будет дальше.
Так если мы перестанем не бояться высоты, наши шансы упасть возрастут
многократно.
Но возникает вопрос: всегда ли они полезны и не являются ли
они источником различных серьезных проблем? Конечно же, являются. Часть наших
страхов и тревог заложены в нас от рождения на уровне инстинктов, потому
рождаясь, мы знаем, чего боятся. Так в результате одного из опытов младенца
клали на прозрачную поверхность, достаточно высоко поднятую над полом. И
младенец, не имевший опыта падения с высоты, начинал плакать. Его мозг говорил,
что ему грозит опасность, тогда как сигналы от тела, что он лежит на твердой
поверхности, младенцем игнорировались.
А вот еще один пример. На вершине телевышки в Торонто
устроен ресторан с прозрачным полом. Большинство клиентов, попадая туда,
испытывают сильнейший стресс, несмотря на то, что им ничего не грозит, и
пребывание в ресторане на 100 процентов безопасно.
Исследования показывают, что тревога развивается у детей на первом году
жизни. Это происходит в тех случаях, если мать не удовлетворит основных
потребностей малыша в безопасности и комфорте, то у него развивается
тревожность, называемая «базальной» - это первый механизм развития. Второй
механизм – испытывающая тревогу мать заражает этим состоянием ребенка.
Заражение идет и через резонанс психического состояния матери, переходящего на
ребенка, так и через нейромедиаторы, получаемые ребенком вместе с ее молоком.
Многие матери не понимают, что ребенок способен испытывать
тревожные состояния. Им кажется, что его плач и другие проявления беспокойства
являются результатом голода. Потому они сразу же начинают кормить его. И в будущем
из ребенка вырастает человек, заедающий тревожность, и не умеющий справляться с
негативным настроем ничем, кроме еды, что и вызывает проблемы с внешним видом.
На первом году жизни ребенок или завоевывает мир или
начинает бояться его. Мир младенца – его мать. Заботливая мать, заслужив
доверие ребенка, позволяет ему тем самым доверять в будущем и всему остальному миру. Если этого не
происходит, то ребенок не доверяет ей, и не доверяет миру, вызывающему у него
беспокойство, неуверенность в себе и страх. А из такого недоверия и вырастает
тревожность.
Мы боимся своих страхов и стесняемся их, не понимая, что они
являются нормальными эволюционными механизмами. Испытывая страх, любой человек
доказывает, что он является для себя ценностью, и не хочет эту ценность
потерять. Он знает, что его жизнь что-то да значит. Он знает, что его любовь и
независимость ценны. И возможность потерять их вызывает страх. А там где
независимости и любви нет, там, где человеческая жизнь ничего не значит, там,
где нечего терять, страха нет.
Почему так мужественны были японские самураи? Почему они,
если что-то не так, без всякого сомнения делали себе харакири? Потому что они
понимали, что их жизнь стоит не много. Что главное – их функция, то, что они
должны сделать. И подобный подход к человеческой жизни до сих пор процветает во
многих преуспевающих азиатских странах, диктуя людям запрет на страх.
Или вспомним о самоубийцах, так решительно кончающих с
собой. К роковой черте их так же подводит утрата страха, возникающая только
потому, что утрачивают ощущения ценности собственной жизни, от которой и
отказываются так легко.
У Виктора Франко есть замечательная работа, посвященная
наблюдениям, сделанным им в то время, когда он был узником Освенцима. По его
словам самое главное в выживании были непокорность, ощущение собственной
значимости, и желание сражаться за свою жизнь, не сдаваясь и не давая себе
умереть. Люди, которые теряли достоинство и вместе с ним ощущение собственной
ценности, умирали, и умирали достаточно быстро.
Мы сегодня различаем несколько видов тревоги:
Базальная тревога –
тревога, приобретаемая в раннем детстве, и перерастающая в хроническую
тревожность.
Личностная тревога –
возникает в результате мыслей об опасности (как правило, мнимой), грозящей
человеку.
Ситуационная тревога –
тревога, возникающая в результате конкретных событий, грозящих опасностью; или при их ожидании.
Сепарационная тревога
или тревога отделения – она тоже
возникает в детстве, но чуть позже, чем в младенчестве; возникает в момент,
когда ребенок впервые отрывается от матери, будучи записан в тот же детский сад
или в младшую школу.
Сигнальная тревога
– реакция на опасность, направленную на наше эго. Ее еще можно назвать страхом
быть униженным, осмеянным и оскорбленным. И опасна она тем, что меняет наше
восприятие окружающих, заставляя подозревать их в лицемерии, нечестности, или
неких «грязных играх» у нас за спиной.
Тревога потери целей
– возникает при потере цели существования, желаний и планов, способных вызвать горение
души. Обычно возникает при преодолении определенного возрастного рубежа,
когда на смену одним ценностям не успевают прийти новые, что и вызывает
растерянность. Излечивается нахождением новых целей.
Экзистенциальная тревога
– тревога, возникающая при ощущении потери жизненного смысла, бесцельности
существования и отсутствия будущего.
Тревога пустоты, или экзистенциальная тревога, возникает по разным причинам:
- в результате потери работы или ухода на пенсию;
- в результате потери любви;
- при потере близких и родных людей.
Пустоты всегда нужно обязательно чем-то заполнить. И
примером заполнения могут служить идеи, которые я, психолог Виктория Дегтяр,
изложила в статье, рассказывающей о лучшем способе борьбы с депрессией (ссылка активна).
Отдельно стоят тревога
судьбы и тревога смерти. Но
нужно отметить, что такие виды тревоги не особо распространены, и потому
фаталистов не много. Ведь тревога судьбы является одной из самых
необоснованных, так как даже гадалка, предрекая вам будущее, скажет, что
определенные действия, предпринятые в нужный момент, могут полностью изменить судьбу, меняя
окончательный исход будущего.
Что до страха смерти, то он является совершенно не
оправданным, поскольку изменить ничего нельзя. А раз так, то нужно
сконцентрироваться на настоящем, проживая его максимально интересно и
качественно. Или жить так, чтобы оставить о себе память, которая во многом
является эквивалентом человеческого бессмертия. И говоря о смерти, не могу не вспомнить слова
Эпикура, сказавшего, что нет смысла бояться смерти, так как пока мы есть,
смерти нет, а когда появится смерть, нас больше не будет.
Ну а последняя из тревог – тревога вины и осуждения.
Мы все в чем-то виноваты. Перед детьми, родителями, близкими и дальними людьми,
теми, кого обидели и теми, кого обделили уважением и вниманием. Но тревогу вины преодолеть довольно просто –
достаточно попросить прощение или искупить те ошибки, что были допущены.
Если человека, воспоминания о котором
вызывают чувство вины, больше нет, то можно заняться благотворительностью, расплачиваясь добротой и щедростью за прежние
ошибки.
Комментарии
Отправить комментарий