Как ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ оформилась в самостоятельное научное направление в ХIX в.





По определению С. Московичи (Moscovici), 

«Массы обнаружили себя, и стали вызывать страх 
 в качестве причины болезни общества». 

Перед наукой встала задача детального анализа отношения между психологией толпы (феноменом масс) и социальным злом.

«Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом
 и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю»..
Густав Лебон (LeBon): 

«Толпа – бесструктурное скопление людей, 
которое лишено четкой концепции общностей целей 
и их осознания, взаимосвязанных сходством 
эмоционального состояния и общими объектами внимания“ 
(Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева).

Существует масса методов и концепций внушения, один из них, например, метод гипнотизма. Антон Месмер, погружая людей в состояние транса, считал, что он владеет универсальной духовной силой, животным магнетизмом. В дальнейшем этот метод назвали «гипнотическое внушение».
При рассмотрении особенностей поведения человеческих толп возможно привести в пример поведение животного мира и что самое интересное, – мира бактерий. На основании этого примера возникает медицинская модель, которая пришла из эпидемиологии. Эта модель связана с «патологией» по своему происхождению и сути. Созвучно идее бактериального заражения, психическое заражение рассматривалось подобно заражению бактериями в процессе эпидемии: распространение аффекта и «распада личности» в стадоподобных, эмоционально возбужденных толпах (аналогия с научным фактом исследования процесса бактериального заражения в работах Луи Пастера и Роберта Коха, известных «охотников за микробами»).
Психическое заражение – ключевой термин психологии толпы Густава Лебона (Le Bon, 1895), однако термин был им позаимствован (Nye, 1975). Далее, термин был интерпретирован как «кольцевая реакция» и «интермодуляция». Так термин утратил свой »инфекционистский» оттенок.
Вторым научным источником рассмотрения ПТ стала криминология. В истории юриспруденции, подсознание и аффективное состояние выступало в качестве ограниченной ответственности индивида, который находится в толпе. И даже в делинквентной толпе. В толпе индивид становится более инфантильным и примитивным,менее сообразительным, менее разумным, и в итоге, менее ответственным, разделив свою ответственность за свои действия с толпой себе подобных индивидуумов.
Как только подобные мысли и идеи были высказаны в ряде французских и итальянских докладов коллег, Лебон изложил их в целом в своем знаменитом трактате без ссылок на истинных авторов.
С тех пор и до нашего времени, именно на Лебона ссылались исследователи как на мэтра анализа ПСИХОЛОГИИ ТОЛПЫ, например,французский ученый Серж Московичи (1981).
С. Московичи сформулировал постулат в социальной психологи: 


«Все, что является коллективным, бессознательно. 
Все, что бессознательно, является коллективным». 


Он отмечал, что первая часть постулата принадлежит ЛеБону, вторая часть — Фрейду.

«Будучи коллективной формой поведения, толпа
 пробуждает в человеческом разуме бессознательное. 
Прорыв бессознательного в сознание побуждает человека
 к коллективным формам поведения».

Серж Московичи отмечает очень важную мысль: в толпе стираются различия между людьми. По его мнению,

«именно психология толпы, как одна из 
наук о человеке, способна прояснить главные 
события современности».

Исторический трактат «Век толп» французский ученный Серж Московичи опубликовал в 1981 г. В нем утверждается, что великая тайна всякого поведения — это общественное поведение. Предназначение социальной психологии состоит в ответе на два вопроса: почему возникают толпы и как ими управлять?
Серж Московичи выстраивает свою концепцию психологии толп. Он выделяет три ответа на вопрос о природе толпы:
  1. Толпы — это асоциальные, временные скопления людей, соответствующие понятиям «сброд», «люмпен».
  2. Толпы безумны, они вбирают в себя обезумевших фанатиков, пришедших в восторг от спортивного матча или выступления кумира.
  3. Толпы преступны. Люди, собравшиеся в толпу, с легкостью совершают преступления разной тяжести, так как подсознательно не ощущают личную ответственность за свои действия.
По моему мнению, эти три вывода-характеристики толп чрезмерно грубы и резки, но таково видение психологии толпы, как коллективного разума, французского ученого Сержа Московичи на основании анализа трудов итальянских и французских авторов конца ХIХ в., таких как Габриель Тард (Gabriel Tarde) (1843—1904), Гюстав Лебон (Gustave LeBon) (1841—1931) и других.
Итак, вернемся к анализу рассмотрения двух подходов психологии толпы: медицинскому и криминологическому. Если суммировать оба подхода воедино, толпа понимается как аномальное явление, связанное с болезнью или преступлением, которое рассматривается с учетом смягчающих обстоятельств.
Для того чтобы понять, почему коллективное поведение, его особенности и последствия рассматривались как аномальные, необходимо учитывать контекст, в котором концепции развивались: политический и социальный. На становление психологии толпы ХIХ в. оказывали влияние важнейшие, эпохальные события: французские революции (1789, 1830, 1871), Последствия радикального быстрого роста промышленности, забастовки, майские демонстрации, укрепление социалистической идеологии и как следствие, рабочих союзов, политические скандалы и коррупция, кровавое подавление Парижской Коммуны.
Суммарно, эти исторические события представляли собой угрозу существовавшему политическому, социальному и моральному порядку буржуазии в целом. Берроуз охарактеризовал тот исторический период существованием общего ощущения упадка, декаданса.
По определению С. Московичи, 

«массы обнаружили себя, и стали вызывать страх 
в качестве причины болезни общества».

Перед наукой встала задача детального анализа отношения между психологией толпы (феноменом масс) и социальным злом.
Центральное положение психологии толп – это гибель нормального понимания индивида, который становится ненормальным, попав в определенные ситуации и условия. Лебон относил к толпам преступные группы и даже группы присяжных (так как в группе присяжных ответственность за принятие решения  - размывается), массовые демонстрации и парламенты.
Сегодня же, мы понимаем толпы, социальные движения, общественные организации по-разному. Также, мы различаем понятие толпы и публики, аудитории, по учениям Тарда и Парка: толпа предполагает физический контакт и ограничения в пространстве, а аудитория никак не ограничена благодаря прессе и прочим современным СМИ (средства массовой информации) и получила существование в виде «общественного мнения».
Характер социально-политического контекста, в котором в XIX в. психология толпы оформилась в самостоятельное научное направление, подобно Volkerpsychologie («психология народа»), формировался вне рамок академической психологии, хотя Мак-Даугалл (1920) использовал понятие «над-индивидуального» группового разума. Некоторые темы «психологии толпы» вошли в общую современную науку – психологию и социологию, стали доступны современному экспериментальному анализу. Так, на примере феномена коллективного насилия, исследуется и анализируется агрессия, а деиндивидуализация, как идея общего характера, используется в современных теориях социальной идентичности для объяснения эффектов толпы.

Комментарии