По определению С. Московичи (Moscovici),
«Массы обнаружили себя, и стали вызывать страх
в качестве
причины болезни общества».
Перед наукой встала задача детального анализа отношения
между психологией толпы (феноменом масс) и социальным злом.
«Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом
и разносимые в
разные стороны, а затем падающие на землю»..
Густав Лебон (LeBon):
«Толпа – бесструктурное скопление людей,
которое лишено
четкой концепции общностей целей
и их осознания, взаимосвязанных сходством
эмоционального состояния и общими объектами внимания“
(Р. Мокшанцев, А.
Мокшанцева).
Существует масса методов и концепций внушения, один из них,
например, метод гипнотизма. Антон Месмер, погружая людей в состояние транса,
считал, что он владеет универсальной духовной силой, животным магнетизмом. В
дальнейшем этот метод назвали «гипнотическое внушение».
При рассмотрении особенностей поведения человеческих толп
возможно привести в пример поведение животного мира и что
самое интересное, – мира бактерий. На основании этого примера возникает
медицинская модель, которая пришла из эпидемиологии. Эта модель связана с
«патологией» по своему происхождению и сути. Созвучно идее бактериального
заражения, психическое заражение рассматривалось подобно заражению бактериями в
процессе эпидемии: распространение аффекта и «распада личности»
в стадоподобных, эмоционально возбужденных толпах (аналогия с научным
фактом исследования процесса бактериального заражения в работах Луи
Пастера и Роберта Коха, известных «охотников за микробами»).
Психическое заражение – ключевой термин психологии толпы
Густава Лебона (Le Bon, 1895), однако термин был им позаимствован (Nye,
1975). Далее, термин был интерпретирован как «кольцевая реакция» и
«интермодуляция». Так термин утратил свой »инфекционистский» оттенок.
Вторым научным источником рассмотрения ПТ стала
криминология. В истории юриспруденции, подсознание и аффективное
состояние выступало в качестве ограниченной ответственности индивида,
который находится в толпе. И даже в делинквентной толпе. В толпе индивид
становится более инфантильным и примитивным,менее сообразительным, менее
разумным, и в итоге, менее ответственным, разделив свою ответственность за свои
действия с толпой себе подобных индивидуумов.
Как только подобные мысли и идеи были высказаны в ряде
французских и итальянских докладов коллег, Лебон изложил их в целом в
своем знаменитом трактате без ссылок на истинных авторов.
С тех пор и до нашего времени, именно на Лебона ссылались
исследователи как на мэтра анализа ПСИХОЛОГИИ ТОЛПЫ, например,французский
ученый Серж Московичи (1981).
С. Московичи сформулировал постулат в социальной психологи:
«Все, что является коллективным, бессознательно.
Все, что бессознательно,
является коллективным».
Он отмечал, что первая часть постулата принадлежит
ЛеБону, вторая часть — Фрейду.
«Будучи коллективной формой поведения, толпа
пробуждает в
человеческом разуме бессознательное.
Прорыв бессознательного в сознание
побуждает человека
к коллективным формам поведения».
Серж Московичи отмечает очень важную мысль: в толпе
стираются различия между людьми. По его мнению,
«именно психология толпы, как одна из
наук о человеке,
способна прояснить главные
события современности».
Исторический трактат «Век толп» французский ученный Серж
Московичи опубликовал в 1981 г. В нем утверждается, что великая тайна
всякого поведения — это общественное поведение. Предназначение социальной
психологии состоит в ответе на два вопроса: почему возникают толпы и как
ими управлять?
Серж Московичи выстраивает свою концепцию психологии толп.
Он выделяет три ответа на вопрос о природе толпы:
- Толпы — это асоциальные, временные скопления людей, соответствующие понятиям «сброд», «люмпен».
- Толпы безумны, они вбирают в себя обезумевших фанатиков, пришедших в восторг от спортивного матча или выступления кумира.
- Толпы преступны. Люди, собравшиеся в толпу, с легкостью совершают преступления разной тяжести, так как подсознательно не ощущают личную ответственность за свои действия.
По моему мнению, эти три вывода-характеристики толп
чрезмерно грубы и резки, но таково видение психологии толпы, как коллективного
разума, французского ученого Сержа Московичи на основании анализа трудов
итальянских и французских авторов конца ХIХ в., таких как Габриель Тард (Gabriel
Tarde) (1843—1904), Гюстав Лебон (Gustave LeBon) (1841—1931) и других.
Итак, вернемся к анализу рассмотрения двух подходов
психологии толпы: медицинскому и криминологическому. Если суммировать оба
подхода воедино, толпа понимается как аномальное явление, связанное с болезнью
или преступлением, которое рассматривается с учетом смягчающих обстоятельств.
Для того чтобы понять, почему коллективное поведение, его
особенности и последствия рассматривались как аномальные, необходимо учитывать
контекст, в котором концепции развивались: политический и социальный. На
становление психологии толпы ХIХ в. оказывали влияние важнейшие, эпохальные
события: французские революции (1789, 1830, 1871), Последствия радикального
быстрого роста промышленности, забастовки, майские демонстрации, укрепление
социалистической идеологии и как следствие, рабочих союзов, политические
скандалы и коррупция, кровавое подавление Парижской Коммуны.
Суммарно, эти исторические события представляли собой угрозу
существовавшему политическому, социальному и моральному порядку буржуазии в
целом. Берроуз охарактеризовал тот исторический период существованием общего
ощущения упадка, декаданса.
По определению С. Московичи,
«массы обнаружили себя, и стали
вызывать страх
в качестве причины болезни общества».
Перед наукой встала задача
детального анализа отношения между психологией толпы (феноменом масс) и
социальным злом.
Центральное положение психологии толп – это гибель
нормального понимания индивида, который становится ненормальным, попав в
определенные ситуации и условия. Лебон относил к толпам преступные группы и
даже группы присяжных (так как в группе присяжных ответственность за принятие решения - размывается), массовые
демонстрации и парламенты.
Сегодня же, мы понимаем толпы, социальные движения,
общественные организации по-разному. Также, мы различаем понятие толпы и
публики, аудитории, по учениям Тарда и Парка: толпа предполагает физический
контакт и ограничения в пространстве, а аудитория никак не ограничена благодаря прессе и прочим современным СМИ
(средства массовой информации) и получила существование в виде «общественного
мнения».
Характер социально-политического контекста, в котором в XIX
в. психология толпы оформилась в самостоятельное научное направление, подобно
Volkerpsychologie («психология народа»), формировался вне рамок академической
психологии, хотя Мак-Даугалл (1920) использовал понятие «над-индивидуального» группового разума.
Некоторые темы «психологии толпы» вошли в общую современную науку – психологию
и социологию, стали доступны современному экспериментальному анализу. Так, на
примере феномена коллективного насилия, исследуется и анализируется агрессия, а
деиндивидуализация, как идея общего характера, используется в современных
теориях социальной идентичности для объяснения эффектов толпы.
Комментарии
Отправить комментарий